Развитие ребенка раннего возраста
Забота и внимание, которые ребенок получает в первые восемь лет
жизни, и особенно в первые три года, имеют решающее значение для его
роста и развития и оказывают влияние на всю его дальнейшую жизнь.
Проявление заботы и любви к ребенку в первые годы жизни способствует
его всестороннему развитию. Беря его на руки, обнимая, беседуя с ним, вы
стимулируете его рост и эмоциональное развитие. Присутствие рядом
матери, дающей ему грудь по первому требованию, также укрепляет в нем
чувство безопасности. Грудное вскармливание необходимо ребенку как
источник не только питания, но и психологического комфорта.
Физические, умственные, эмоциональные и социальные потребности у
мальчиков и девочек в ранний период жизни одинаковы. И те, и другие
обучаемы в равной мере. И тем, и другим одинаково необходимы ласка,
внимание и поощрение.
Плачем малыш выражает свои потребности. Быстро откликаясь на плач,
беря ребенка на руки и утешая его, вы даете ему ощущение безопасности и
защищенности.
По сравнению со своими здоровыми сверстниками ослабленные, анемичные,
недоедающие и часто болеющие дети менее игривы, общительны и более
капризны и боязливы. Они нуждаются в особом внимании и стимулировании к
приему пищи.
Детские эмоции неподдельны и сильны. Дети расстраиваются, если не
могут что-то сделать или получить то, что им хочется. Они часто пугаются
незнакомцев или темноты. Дети, над реакциями которых смеются, которых
наказывают или игнорируют, могут вырасти излишне робкими и неспособными
нормально выражать свои эмоции. Если лица, осуществляющие уход за
детьми, проявляют терпение и понимание, когда ребенок выражает свои
эмоции, вероятность того, что он вырастет счастливым, уверенным в себе и
уравновешенным, становится выше.
Физическое наказание или демонстрация насилия могут повредить
развитию ребенка. Дети, которых наказывают, скорее всего сами станут
наказывать своих детей. Понятные объяснения, четкие запреты и похвала за
хорошее поведение - наиболее эффективные способы формирования детей как
полноценных социально активных членов семьи и общества.
Уход за детьми должны осуществлять оба родителя, а также другие члены
семьи. Особенно в воспитании ребенка важна роль отца. Именно отец
помогает создать вокруг ребенка такую обстановку, в которой он будет
чувствовать себя в безопасности и защищенным от насилия.
Дети учатся с момента своего рождения. Они развиваются и познают мир
быстрее, если чувствуют любовь, привязанность, внимание, одобрение и
поощрение, одновременно получая полноценную пищу и хороший уход.
Материнские прикосновения и грудное вскармливание в течение первого
часа после рождения помогают ребенку лучше развиваться, расти и
устанавливают его контакт с матерью.
Осязание, слух, обоняние, зрение и вкус являются первыми инструментами познания ребенком окружающего мира.
Ребенок развивается быстрее, если с ним разговаривают, его касаются и
обнимают, если он видит знакомые лица и слышит знакомые голоса. Он
быстрее обучается, чувствуя любовь и безопасность с первого дня
рождения, постоянно играя и общаясь с членами семьи. Дети, которые
чувствуют себя в безопасности, обычно лучше успевают в школе и легче
справляются с жизненными трудностями.
Исключительно грудное вскармливание по требованию ребенка в течение
первых шести месяцев жизни, продолжение кормления грудным молоком до
достижения ребенком возраста одного года и старше, своевременное
введение безопасного, полноценного прикорма обеспечивают ребенку
необходимое питание и укрепляют его здоровье, равно как любовь и связь
между ним и тем, кто о нем заботится.
Общение с другими людьми является наиболее важным фактором развития
ребенка и познания им мира. Чем чаще родители и лица, осуществляющие
уход за ребенком, беседуют с ним и откликаются на его потребности, тем
быстрее он обучается. Родители должны беседовать с младенцем и
малолетним ребенком, читать ему, петь и слушать музыку вместе с ним.
Даже если ребенок пока не понимает смысла слов, эти ранние "беседы"
развивают его язык и способность к обучению.
Лица, осуществляющие уход за детьми, могут помочь детям в обучении и
развитии, знакомя их с новыми предметами, которые те могут
рассматривать, слушать их звучание, держать в руках и играть с ними.
Младенцев и малолетних детей не следует оставлять одних надолго.
Детей необходимо поощрять и хвалить, когда они учатся делать и говорить
что-то новое.
Если ребенок недостаточно хорошо развивается физически или умственно,
родители должны обратиться за консультацией к врачу-педиатру.
Дети осваивают язык быстрее и легче, когда они играют. Особенно
полезно изучение языка в форме песен, рассказов, историй из жизни семьи,
стихов, занятий по ритмике, а также совместных игр.
Ребенок, получающий полноценное питание, привитый согласно календарю
прививок, имеет хорошие показатели физического и нервно-психического
развития, активен в общении и учебе, лучше защищен от инфекционных
заболеваний. Он меньше болеет, а значит, реже пропускает школьные
занятия. Кроме того, при этом снижаются расходы семьи на медицинскую
помощь, а также потери семейного бюджета в связи с необходимостью ухода
за больным ребенком.
Поощрение детей к играм и познанию мира помогает им в обучении,
социальном, эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии.
Дети играют не только потому, что им это нравится, но и потому, что
игра - это еще и форма обучения и развития. Игра расширяет знания, опыт и
помогает детям развивать любознательность и укрепляет уверенность в
себе. Дети учатся, сравнивая результаты, задавая вопросы и решая
проблемы во время игры. Игра развивает способность говорить, мыслить,
планировать, организовывать и принимать решения. Поощрение и игра имеют
особое значение в случае ограниченных физических или умственных
возможностей ребенка.
Члены семьи и другие лица, осуществляющие уход за ребенком, могут
помогать ему в учебе, предлагать различные предметы для игры и новые
занятия, не беря на себя при этом доминирующую роль. Необходимо
наблюдать за ребенком и следовать за ходом его мыслей, учитывать его
интересы.
Лица, осуществляющие уход за ребенком, должны проявлять терпение,
когда совсем маленький ребенок настойчиво пытается сделать что-то
самостоятельно. Дети учатся, предпринимая все новые попытки, пока не
добиваются своей цели. Если ребенок защищен от возможной опасности, то
его стремление сделать что-то новое, сложное - это положительный шаг в
развитии.
Детям требуются разнообразные материалы для игры, соответствующие их
стадии нервно-психического развития. Вода, песок, картонные коробки,
деревянные кубики, кастрюли и крышки могут быть ничуть не хуже игрушек,
купленных в магазине.
Дети постоянно меняются и обретают новые навыки. Лица, осуществляющие
уход за ребенком, должныотслеживать эти изменения и помогать ему
быстрее развиваться.
Дети учатся себя вести, подражая близким и родственникам.
Наблюдая за взрослыми и подражая им, маленькие дети учатся, как вести
себя в обществе. Они узнают, какой стиль поведения приемлем, а какой
нет.
Особенно воздействуют на формирование стиля поведения ребенка и его
личности примеры, подаваемые взрослыми и старшими детьми. Дети обучаются
тогда, когда самостоятельно повторяют действия окружающих, а не тогда,
когда от них требуют что-то сделать. Если взрослые кричат и ведут себя
несдержанно, то дети перенимают такой тип поведения. Если же взрослые
относятся к другим с добротой, уважением и терпением, то и дети будут
следовать их примеру.
Дети любят притворяться. Эту черту необходимо поощрять, поскольку она
развивает воображение ребенка и помогает ему понимать и принимать
поведение окружающих.
Родители и лица, осуществляющие уход за ребенком, должны знать
показатели нормального развития ребенка раннего возраста и то, что
следует предпринять, если у ребенка имеются отклонения в развитии.
Родители и лица, осуществляющие уход за ребенком, должны знать
основные этапы нормального развития детей. Они также должны знать, при
каких нарушениях в развитии следует обратиться за помощью к специалисту.
Вокруг ребенка с выявленными ограниченными физическими или умственными
возможностями необходимо создать атмосферу особой заботы и любви.
Если ребенок развивается медленно, то родители и лица, осуществляющие
уход за ним, должны уделять ему больше времени для игр, общения и
укрепляющего массажа.
Наблюдая за тем, как маленькие дети реагируют на прикосновение, звук и
взгляд, родители могут выявить признаки возможного заболевания или
отклонения в развитии и своевременно обратиться к врачу. Если ребенок не
реагирует на поощрение и внимание к нему, то родители и лица,
осуществляющие уход за ним, должны обратиться к специалистам за
квалифицированной помощью. Своевременная квалифицированная медицинская
помощь крайне важна для развития детей с ограниченными возможностями.
Родители и осуществляющие уход за ребенком лица должны стремиться к
максимально возможному развитию природных способностей ребенка.
Ребенок с ограниченными возможностями в большей степени нуждается в
любви и защите. Как и все дети, такой ребенок должен быть
зарегистрирован органами ЗАГС при рождении, получать грудное
вскармливание, прививки, полноценную пищу и защиту от насилия и
жестокости. Детей с ограниченными возможностями необходимо побуждать к
играм и общению с другими детьми.
Поведение ребенка, находящегося в состоянии подавленности или
испытывающего эмоциональный стресс, может отклоняться от нормы. При этом
возможны следующие проявления: внезапная враждебность, грусть, леность,
беспомощность, капризы, частый плач, жестокость по отношению к другим
детям, отрешенность вместо игр, внезапная потеря аппетита, сна, интереса
к повседневным делам, учебе в школе.
- Родителям рекомендуется беседовать с детьми и выслушивать их. Если
родители не могут разрешить какие-то проблемы, им следует обратиться за
помощью к учителю, медицинскому работнику или психологу.
- Если ребенок испытывает трудности интеллектуального или
эмоционального характера или подвергся грубому обращению, то для того
чтобы предотвратить возможные осложнения, необходимо
проконсультироваться с психологом и провести медико-психологическую
реабилитацию.
Карта развития ребенка дает родителям возможность следить за его
развитием. Все дети растут и развиваются по-разному. Замедленный рост
или развитие могут соответствовать норме или же являться следствием
недостаточного питания, слабого здоровья, хронического заболевания или
других, более серьезных причин. Родители всегда могут обсудить процесс
развития своего ребенка с врачом, школьным учителем или психологом.
Карта развития ребенка
Через месяц после рождения |
|
Ребенок может: |
- поворачивать голову в сторону руки, касающейся его щеки;
- подносить обе руки ко рту; реагировать на голос и звук;
- сосать грудь и трогать ее руками.
|
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком: |
- в первый час после родов приложите ребенка к груди матери и обеспечьте кормление грудью;
- поддерживайте голову ребенка, когда он находится в вертикальном положении;
- чаще массируйте и прижимайте к себе ребенка;
- держите ребенка на руках с осторожностью, особенно если вы устали или расстроены;
- не реже чем каждые четыре часа кормите ребенка грудью;
- как можно чаще беседуйте с ребенком, читайте ему и пойте, при
этом используйте понятные и простые предложения, обращайтесь к нему по
имени;
- педиатр должен осмотреть ребенка в первый день после выписки из
роддома и наблюдать его еженедельно в течение первого месяца жизни.
|
Тревожные симптомы: |
- вялое сосание груди или отказ от нее;
- малая подвижность рук и ног;
- слабая реакция (или ее отсутствие) на громкие звуки или яркий свет;
- продолжительный плач без видимой причины;
- рвота и диарея;
- отсутствие прибавки в весе.
|
В возрасте 6 месяцев |
|
Ребенок начинает: |
- поднимать голову и грудь, лежа на животе;
- дотягиваться до висящих предметов;
- захватывать и трясти предметы;
- поворачиваться в обе стороны;
- сидеть при поддержке;
- исследовать предметы ртом и руками;
- подражать звукам и мимике;
- реагировать на свое имя и знакомые лица.
|
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком: |
- кладите ребенка на чистую, плоскую и безопасную поверхность так, чтобы он мог свободно двигаться и дотягиваться до предметов;
- удерживайте ребенка в таком положении, чтобы он мог видеть, что его окружает;
- продолжайте грудное вскармливание по требованию днем и ночью и
начинайте давать прикорм (один-два раза в день в возрасте 6-8 месяцев и
три-четыре раза в день в 8-12 месяцев);
- как можно чаще разговаривайте с ребенком, используя простые предложения, читайте ему или пойте;
- с трехмесячного возраста обеспечьте ребенку прививки в
соответствии с установленным национальным календарем, а также
необходимый объем витаминов и микроэлементов.
|
Тревожные симптомы: |
- неподвижность или затрудненное движение конечностей;
- постоянное движение головой (это может свидетельствовать об отите);
- слабая реакция (или отсутствие ее) на звуки, яркий свет, знакомые лица или грудь;
- отказ брать грудь или принимать другую пищу;
- отсутствие прибавки роста и массы.
|
В возрасте 12 месяцев |
|
Ребенок умеет: |
- сидеть без поддержки;
- ползать на четвереньках и пытается встать;
- шагать, держась за опору;
- подражать словам и звукам и отвечать на простые вопросы, выговаривать от двух до восьми слов;
- повторять звуки и жесты для привлечения внимания;
- поднимать предметы двумя пальцами;
- держать такие предметы, как ложка и чашка, и пытается есть самостоятельно.
|
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком: |
- указывайте на предметы и называйте их, часто разговаривайте и играйте с ребенком;
- используйте время кормления ребенка для его общения с другими членами семьи;
- если ребенок развивается медленно или имеет ограниченные
физические возможности, развивайте имеющиеся у него способности,
стимулируйте его, больше общайтесь с ним;
- не оставляйте ребенка без присмотра;
- обеспечьте максимальную безопасность ребенку там, где он находится, во избежание несчастных случаев;
- продолжайте кормить грудью и давайте достаточное количество разнообразной пищи домашнего приготовления;
- помогайте ребенку, когда он пытается есть самостоятельно;
- обеспечьте ребенку все необходимые прививки и рекомендуемые дозы витаминов и микроэлементов.
|
Тревожные симптомы: |
- ребенок не подает ответных звуков;
- ребенок не смотрит на движущиеся предметы;
- ребенок апатичен и не реагирует на мать/отца;
- снижение аппетита или отказ от пищи;
- отсутствие прибавки роста и массы.
|
В возрасте 2 лет |
|
Ребенок может: |
- ходить, карабкаться, бегать, подниматься по лестнице;
- указывать на называемые предметы или картинки;
- произносить сочетание слов (начиная примерно с 15 месяцев)
- выполнять простые указания;
- выводить каракули карандашом или мелом; играть в кубики и мяч;
- понимать простые рассказы, сюжетные картинки и песенки;
- подражать поведению других;
- начинать есть самостоятельно.
|
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком: |
- читайте, пойте ребенку, играйте с ним;
- учите ребенка избегать опасных предметов;
- разговаривайте с ребенком нормальным языком - не сюсюкая;
- кормите ребенка разнообразной свежей пищей домашнего приготовления;
- поощряйте, но не заставляйте ребенка есть;
- используйте простые правила и не ставьте сверхзадач;
- хвалите ребенка за его успехи;
- научите ребенка ездить на трехколесном велосипеде;
- научите целиться, кидая мяч в корзину;
- научите ребенка соблюдать равновесие, ходить на цыпочках;
- играйте с ребенком в простые развивающие игры;
- обеспечьте ребенка прививками в соответствии с национальным календарем;
- давайте ребенку необходимые витамины и микроэлементы по рекомендации врача.
|
Тревожные симптомы |
- отсутствие реакции на окружающих;
- трудности с поддержанием равновесия при ходьбе (в этом случае необходимо обратиться к педиатру, невропатологу);
- травмы и неожиданные перемены в поведении (особенно, если уход за ребенком осуществляли не родители);
- отсутствие аппетита;
- отставание в росте, весе, психическом и моторном развитии.
|
В возрасте 3 лет |
|
Ребенок может: |
- ходить, бегать, лазать, пинать мяч, прыгать, ходить на цыпочках,
открывать крышки, поворачивать ручки, разворачивать бумагу, ездить на
трехколесном велосипеде, подниматься по лестнице, владеть карандашом;
- узнавать обычные предметы и их изображения на картинках, указывая на них;
- составлять предложения из нескольких слов;
- называть свое имя и возраст;
- называть цвета;
- понимать числа;
- использовать в игре воображаемые предметы;
- есть самостоятельно;
- выражать чувства любви и расположения.
|
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком: |
- читайте, рассматривайте книги вместе с ребенком и обсуждайте с ним, что изображено на картинках;
- рассказывайте ребенку истории и разучивайте с ним стихи и песни;
- продолжайте побуждать ребенка есть самостоятельно, посвящая этому столько времени, сколько необходимо;
- учите ребенка одеваться, мыть руки и пользоваться туалетом;
- учите ребенка игре на простом музыкальном инструменте;
- обеспечьте ребенка прививками в соответствии с национальным
календарем и необходимыми витаминами и микроэлементами по рекомендации
врача.
|
Тревожные симптомы |
- потеря интереса к играм; частые падения;
- затрудненные манипуляции с мелкими предметами;
- неспособность понимать простые сообщения;
- неспособность говорить несколькими словами;
- слабый интерес к еде или его отсутствие.
|
В возрасте 5 лет |
|
Ребенок может: |
- координировать свои движения;
- говорить целыми предложениями и использовать много слов;
- понимать антонимы (например, толстый - тонкий, длинный - короткий);
- играть с другими детьми;
- одеваться без посторонней помощи
- отвечать на простые вопросы;
- считать до 10 и далее;
- мыть руки.
|
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком: |
- выслушивайте ребенка;
- чаще общайтесь с ним;
- если ребенок запинается, просите его говорить медленнее;
- читайте и рассказывайте ребенку истории;
- поощряйте ребенка к играм и исследованиям.
|
Тревожные симптомы |
- наблюдайте за распределением ролей между играющими детьми. Если
ребенок напуган, сердит или груб, это может свидетельствовать об
эмоциональном расстройстве или грубом обращении с ним в прошлом.
|
|