Речевые нарушения у детей - серьезная проблема нашего времени.
Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением
узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько
букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость -
отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в
школе. Самое неприятное - это то, что нет тенденции к уменьшению
количества таких детей, - напротив, с каждым годом все больше детей
нуждаются в помощи логопеда. В чем причина этого явления в наш
просвещенный век? И что в связи с этим необходимо знать родителям?
Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой
нормы, принятой в данной языковой среде. Возникнув, речевые нарушения
самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту
говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства.
Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии,
задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.
От чего зависят речевые нарушения, с чем они связаны? Речевые
нарушения разнообразны, они зависят, во-первых, от сложности
анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и
протекании речи; кроме того, от тесного взаимодействия человеческого
организма с внешней средой и от социальной обусловленности речи в
отношении как её формы, так и содержания. Нарушения речи могут
возникнуть в любом возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у
детей и у людей пожилого возраста.
В чем состоит работа логопеда по формированию или восстановлению
речи? Преодоление и предупреждение нарушений речи основаны на
компенсаторных возможностях человека, его головного мозга. Речь
развивается в процессе общения. На этом основана организация всего
комплекса работ, направленных на преодоление и предупреждение речевых
дефектов. Логопедические воздействия (артикуляционная гимнастика;
постановка звуков; автоматизация звуков; формирование слухового и
зрительного внимания; фонематического слуха, то есть способности
различать звуковые единицы родного языка; совершенствование пальцевой
моторики рук; постановка речевого дыхания и голоса) полноценны и
эффективны, если они систематически связаны с повседневной работой по
преодолению речевого дефекта родителей, воспитателей, педагогов в
детском саду, в школе и дома. Должны учитываться особенности каждого
ребенка, то есть работа по воспитанию правильной речи индивидуальна.
Обязательно нужно консультироваться и проводить курсы лечения у врачей -
невропатолога и психиатра. Необходима каждодневная, кропотливая работа
по закреплению правильного произношения, контроль со стороны взрослого
за правильным произношением при спонтанной (свободной) речи ребенка,
нужно неукоснительно соблюдать и выполнять все задания, требования и
рекомендации специалиста. Во многих случаях следует настроиться на
длительную помощь своему ребенку и не унывать.
Причины речевых нарушений:
- Ухудшение экологической обстановки;
- Особенности региона по йодо - и фтор - дефицитности;
- Увеличение числа патологий беременности;
- Увеличение количества родовых травм;
- Ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
- Различные социальные причины.
Речевые нарушения разнообразны: от нарушения произношения отдельных
звуков (р), (л), (ш, ж, ч, щ), (с-з, ц) и т. д.; нескольких групп звуков
- свистящих, шипящих, соноров (р, л) и т. д. (что ведет к непониманию
речи говорящего) - до полного отсутствия речи в случае тяжелых речевых
расстройств (алалия и афазия), когда ребенок или взрослый объясняются
отдельными звуками и жестами. Часто встречается такой вид речевого
нарушения, как заикание (логоневроз) - от легкой формы до тяжелой,
когда, из-за нарушения речевого дыхания, спазмов и судорог в
речедвигательном и дыхательном аппарате, речь практически невозможна.
Встречаются тяжелые речевые нарушения (ринолалии), связанные с грубыми
врожденными анатомическими аномалиями - это расщелины нёба, верхней
губы, крыльев носа. У таких детей из-за аномалии в строении речевого
аппарата не могут самостоятельно формироваться звуки родного языка. Речь
непонятна, с носовым оттенком. Неправильное произношение может
формироваться и у детей с аномальным прикусом, с неправильным строением
зубов, зубного ряда.
Отрицательное воздействие на формирование речи может оказать
неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты
речи взрослого (родителей, воспитателей…), ограниченное языковое общение
с ребенком. Беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные игры, где
ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь, -
если в семье этого нет или присутствует в ограниченном объеме, то у
ребенка формируется задержка речевого и психического развития.
Плохое воздействие на развитие речи детей раннего возраста (от 1 года
до 4 лет) оказывает телевидение, если оно заменяет общение с близким
человеком (мать, отец, брат, сестра, бабушки, дедушки). Ребенок при
просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию
(хорошо, если положительную), сам не участвует в игре, в сказке, не
может задать вопроса - он молчит. Чем больше он «общается» с
телевизором, тем больше он молчит, тем более тормозится его речевая
активность. Для детей более старшего возраста (5-7 лет) длительные
телевизионные просмотры также вредны для формирования речи, так как
самый активный период речевого развития происходит до 7 лет. Выбирайте
для своего ребенка телепередачи и видеофильмы сами. Смотрите с ним,
поясняйте и рассуждайте вместе. Ограничивайте телевизионное общение во
времени (от 15 минут до 1 часа): или один фильм, или одна сказка.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться
причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При
таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять
языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой
речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых
звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов
звукопроизношения. По мнению многих специалистов, начало
целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения
уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих
нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие,
более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
Какие меры профилактики можно посоветовать родителям, бабушкам,
дедушкам? Для правильного речевого развития и профилактики речевых
нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого
рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него,
«сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете
его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с
Вами.
Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски
или пальца, за этим необходимо следить. Читая ребенку книги, беседуя с
ним, отвечая на вопросы, Вы тем самым развиваете и совершенствуете его
речь. Внимательно слушая ребенка, Вы побуждаете его к высказываниям, к
активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются
речевые обороты, обогащается словарь ребенка.
Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань»,
«некогда» - этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на
нет его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом
и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь. |