Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 67» г. Иваново

Советы администрации [6]
Советы психолога [3]
Советы логопеда [1]

Информация для родителей

Главная » Информация для родителей » Советы психолога

Обучение ребёнка: когда же?

Обучение ребёнка: когда же?

Дети — это очень умные создания, поэтому, чем раньше Вы займётесь их развитием, тем лучше им будет даваться в дальнейшем учёба и тем легче будет Вам. Конечно, как конкретно развивать малыша Вы должны чувствовать сами, поскольку развитие обязательно будет связано с характером ребёнка. Возможно, лучше оформить его в детский сад.

Например, если малыш постоянно капризничает, то Вам стоит уделить внимание тому, чтобы заинтересовать его процессом обучение и сосредоточить внимание на более долгий период, нежели он привык. Для этого очень подойдёт компьютер.

В интернете Вы сможете найти очень много разнообразных детских обучающих программ и игр. Но, так как Ваш малыш весьма с капризным и неуёмным характером, то он будет постоянно вертеться. Для это подберите нужный по высоте стул из каталога офисные кресла и закрепите его так, чтобы малыш смог усидеть максимально ровно.

В общем, индивидуальный подход к каждому ребёнку — это самый оптимальный и разумный вариант. Обращаться к кому-то за советом в таком случае будет абсолютно необязательно, ведь кто, как не мама, знает все особенности своего чада лучше?

Главное, начните обучение, а там по ситуации и сориентируетесь. Не бойтесь трудностей, Вы их победите

Советы психолога

Что означает слово «дисциплина».

Дисциплина не является такой уж большой проблемой, если вы подразумеваете под этим словом следующее: помочь ребенку помогать себе, помочь ему научиться жить и играть с другими, исследовать все новое осторожно, справляться со своими чувствами, что он умеет делать, развивать интересы ребенка.

Дисциплина – это не значит заставлять ребенка делать то, что вы хотите. Конечно, после ваших криков и шлепков малыш, угождая вам, перестанет делать то, что вам не нравится. Дети бывают наиболее непослушными, когда их родители несчастны, напряжены или переживают тяжелые времена. Обращайте внимание на себя: ваш малыш сегодня чересчур шумный и капризный? Или у вас нет чувства юмора?

Больше похвалы, чем наказаний.

Малыши любят угождать. Они хотят, чтобы их замечали. Если вы награждаете за поведение, которое вам нравится, ребенок, чтобы вам угодить, старается еще больше. Объятие, улыбка, проявление интереса к тому, что они делают, - это лучшая награда. Не нужны леденцы или новая игрушка.

Будьте разумны в своих ожиданиях.

Энергичные малыши просто не воспринимают таких понятий, как «аккуратно», «быстро», «тихо», «подожди». Дайте им время и помогите научиться всему этому.

Избегайте сражений, которых вы не можете выиграть.

Вы не можете заставить своего ребенка есть, спать и ходить в туалет именно тогда, когда вы этого хотите, вы не добьетесь ничего в плане дисциплины, взывая все новые конфликты. Понимание того, как дети дорастают до поведения, которое вам нравится, не является признаком вашей слабости.

Отвлекайте ребенка.

Обычно легко переключить внимание малыша с чего-то, что вам не нравится, на более приятное занятие. Отвлечение внимания не означает, что вы «сдались», - оно может творить чудеса. Если ребенок играет с кнопками на телевизоре, предложите ему старый фонарь для игры. Если дочка играет с вашей косметикой, дайте ей разные разности в старой сумочке.

Будьте настойчивы в том, что важно.

Угрозы и придирки здесь бесполезны. Малыши быстро учатся игнорировать постоянный поток фраз типа: «Если тронешь телевизор, я шлепну тебя», которые, по сути, ничего не значат.

Будьте последовательны.

Конечно, это зависит от вашего настроения терпения. Но не делайте следующего: не хвалите ребенка за то, что он накормил сегодня кота, и не кричите на него за то, что он прольет молоко мимо кошачьей миски завтра.

Думайте наперед, чтобы избежать проблем.

Будет намного лучше, если вы положите вещи куда-нибудь подальше на какое-то время, чем пилить малыша, чтобы он их не трогал: лучше не разрешайте ему играть с мячом в гостиной, чем потом ругать его за что-то разбитое. Не воспринимайте свои ошибки так остро. Конечно, вы часто зря шумите и кричите.

Не расстраивайтесь из-за пустяков.

Пока атмосфера в целом будет радостной и доброжелательной, ваш ребенок воспринимает положительные эмоции.

Предлагайте выбор, который устраивает вас.

Избегайте говорить подобные вещи: «Ты хочешь лечь спать сейчас? Ты хочешь надеть туфли? … Лучше сказать: «Ты хочешь надеть пижаму возле кроватки или возле обогревателя?» - когда вы решили, что ему пора спать.

Попросите прощения.

Если вы накричали на ребенка несправедливо, не бойтесь сказать своему ребенку, что вы чувствуете, когда устали, раздражены и бурно на все реагируете. Откровенный разговор с ребенком поможет вам все наладить – и научит вашего малыша говорить: «Извините», «Прошу прощения»…

Делайте наказание сиюминутным.

Никогда не угрожайте сделать что-то позже, не оставляйте момент наказания для другого родителя. И помните: если вы часто шлепаете ребенка – вы можете только сильнее шлепнуть, когда положение ухудшается. Если вы кричите – вы можете только громче крикнуть. Дети по-разному реагируют на методы наказания: для одних – достаточное наказание – строгое лицо, для других – изоляция в кресле или лишение любимой игрушки.

Категорично и раздраженно.

Вся беда в том, что мы очень часто употребляем слово «Нельзя!», лишь выражая свои нетерпение. Прислушайтесь к своему голосу, когда произносите запреты. В нем слышится раздражение, гнев. Неудивительно, что в такие минуты ребенок не считает вас своими другом. Ведь вы просто отдаете приказание самым категоричным тоном, а это – прямое осуждение и нежелание общаться. Кому это понравится? Многие родители, понимая свою неправоту, стараются какое-то время держать себя в руках, вообще не делая замечаний, затем срываются, и все возвращается на круги своя. Непоследовательность приводит к тому, что ребенок вообще перестает реагировать на запреты, становясь неуправляемым.

Поймите причины поступков.

Помните, что маленький ребенок целиком находится в плену своих желаний. Понадобятся годы, чтобы он научился управлять ими. Наш резкий запрет лишь тормозит действия ребенка, совсем не отменяя его желание. Поэтому всегда объясняйте, ПОЧЕМУ именно запрещаете делать то или иное или брать какие-либо вещи. И поступать так следует даже с самыми маленькими детьми – они все поймут! Стоит также договориться, что иногда малышу придется вас послушаться немедленно, без объяснения. Например, когда вы переходите оживленное шоссе, ему нельзя вырывать свою руку из вашей. В опасный для жизни момент сразу выполнять команду сможет только тот ребенок, который запрещающее слово «Нельзя!» не слышал по пустякам.

Молодым мамам. Осторожно, кипяток!

Кухня – одна из опасных зон для маленького любопытного непоседы. Сколько удивительного и интересного здесь происходит! Что-то там булькает и горит? Надо обязательно потрогать это ручкой, а что будет, если потянуть за край скатерти? Чтобы избежать несчастных случаев, старайтесь соблюдать самые простые правила безопасности. Никогда не ставьте горячие напитки и супы на край обеденного стола. Готовьте на задних конфорках, ручки кастрюль, сковородок отворачивайте назад. Убирайте в недоступное место спички и зажигалки. Никогда не оставляйте ребенка одного рядом с открытым огнем (например, со свечой). При несчастном случае вызывайте скорую помощь, а до ее приезда охлаждайте кожу водой, прикладывайте влажные полотенца.

Разговаривайте потише!

Если ребенок воспитывается в семье, где говорят очень громко (например, у бабушки или дедушки слабый слух или мама с папой постоянно разговаривают на повышенных тонах), то и ребенок, вероятнее всего, не станет говорить тихо, а будет всегда кричать. Это не только негативно отразиться на состоянии голосовых связок, но и неминуемо скажется на психическом развитии малыша, как правило, в таких семьях дети растут капризными, раздражительными, неуравновешенными. Нередко у них возникают проблемы в общении с другими людьми. Поэтому постарайтесь разговаривать дома потише.

Легализация грязных штанишек

Вероятно, многие из нас хотя бы раз пытались пристыдить вернувшегося с прогулки малыша: «Опять вывозился в грязи с ног до головы!»

В книге «Корни дуба» Всеволод Овчинников (известный корреспондент, долгое время работавший в Англии), рассказывая об английских нравах, описывает любопытный случай. В одном из лондонских парков он увидел такую картину: двое детишек – один, совсем малыш, ползает по краю лужи, второй, постарше, марширует по центру этой лужи, обрызгивая младшего. Невдалеке на скамеечке сидит мама и читает. Увидев это, автор не смог скрыть своего изумления. Мама, заметив интерес к своим малышам, вежливо улыбнулась и сказала: «О, они так любят эту лужу, мы каждый день приходим сюда, и они с таким интересом возятся в ней!»

Чумазые исследователи.

К сожалению, для многих родителей стремление к чистоте становится настолько довлеющим, что они начинают приучать к ней ребенка едва ли не с колыбели. На первый взгляд в этом нет ничего плохого, однако часто приходится наблюдать и такую картину: малыш (от года до двух), одетый с иголочки, идет на прогулку с мамой или бабушкой, и те старательно отгоняют его от луж, не пускают в песочницу с мокрым после дождя песком, где с удовольствием возятся другие детишки, и уж тем более не разрешают ползать на коленках. Под давлением запретов малыш становится лишь пассивным наблюдателем и лишается возможности потрогать руками то, что вызывает интерес. А ведь для него это самый важный способ познания окружающего мира! И если родители то и дело твердят: «Не ходи, брось, не трогай, смотри не испачкайся…» - тем самым они только ограничивают его исследовательский интерес, но и настраивают на то, что познавать мир небезопасно. В результате ребенок теряет уверенность и веру в собственные силы.

Дешево и безопасно.

Испачканная одежда – вот из-за чего чаще всего ругают непоседу. А не проще ли одевать малыша в соответствии с ситуацией? Кстати, если вы выработаете у ребенка привычку играть и ходить в гости в разной одежде, он будет с большим пиететом относиться к нарядному костюмчику или платью.

Для прогулок одежда должна быть простой, удобной и недорогой. В старом, застиранном до дыр комбинизончике можно безнаказанно ползать на коленках по асфальту, рисовать мелками человечков или, например, развести глину водой и что-нибудь из нее вылепить, а потом всласть наиграться в песочнице с другими детьми. А вот в цирк или на день рождения к другу или подружке нужно надеть что-нибудь нарядное. Какое-то время выбирайте вместе с ребенком одежду для игр и для «выхода в свет». Ни в коем случае не высмеивайте его выбор, предлагайте свои варианты и объясняйте, почему, на ваш взгляд, следует отдать предпочтение именно этой вещи, а не той. однако это должно относиться прежде всего к парадно-выходной одежде, а на улице пусть играет в том, в чем ему удобно.

Как вырастить ребенка оптимиста

Каждый современный родитель хочет, чтобы его ребенок шел по жизни, с легкостью встречая любые неприятности, с улыбкой добиваясь новых и новых успехов. Согласитесь, ведь улыбчивые люди намного проще располагают к себе окружающих. Такие оптимистично настроенные люди являются более доброжелательными, дружелюбными. Но оградить малыша от всех будущих проблем на жизненном пути просто невозможно. Да это и не нужно вовсе, потому что любое такое препятствие является нашим испытанием и дается нам не просто так, а чтобы мы приняли урок и вынесли из ситуации необходимые знания. Весь вопрос в том, как мы будем встречать такие испытания. Согласитесь, с улыбкой и оптимизмом это будет проходить намного проще. Именно в воспитании оптимизма и заключается основной вопрос.

По мнению специалистов, оптимистичное настроение матери способно передаваться ребенку еще в материнской утробе. Ведь малыш всегда настроен на одну волну с мамой, и чувствует все ее переживания.

Чтобы воспитать в ребенке оптимиста, родители сами должны таковыми быть. Если вы считаете себя оптимистом, то и вашему ребенку желательно с малых лет начать прививать такое отношение к жизни и всем жизненным испытаниям.

Наши дети — наше отражение!

…поэтому, когда возникает проблема в неадекватном поведении ребенка в садике, первым делом психологи и воспитатели налаживают контакт с его родителями, чтобы выявить и устранить причину — возможно, ей являются сами родители.

Зачастую модели поведения взрослых переходят на ребенка, поэтому, если Вы заметили неприятные черты поведения в вашем ребенке — задумайтесь и проанализируйте себя: как Вы ведете себя при малыше и что говорите. Если вы ругаетесь матом и ссоритесь в семье — не удивляйтесь, что чадо начнет проявлять жестокость и грубость по отношению к другим или в игре, а потом и вовсе перестанет уважать взрослых. Или может мать постоянно жалуется на свою работу и говорит, как она ей надоела — в этом случае у ребенка может сформироваться негативное отношение к труду.

Выдающимися психологами и педагогами давно доказано, что дошкольный возраст (3-7 лет) является сенситивным периодом для формирования личности. В этом возрасте дети впитывают всё, как губка. На чьем примере они будут учиться поступать? С кого будут брать модель общения и поведения? С Вас, родители! Постарайтесь дать им самое лучшее — заботу, любовь и мир в семье.

"Долгие проводы - горькие слезы", или что делать в случае тяжелой адаптации?

Сердце разрывается при виде плачущего малыша, которого мама ведет утром в детский сад. Хочется успокоить, отвлечь, защитить, только бы не видеть этой тоски и боли в детских глазах, не слышать жалобного или пронзительного крика. А каково маме, которая возможно спешит на работу? У многих женщин не хватает опыта и выдержки справиться с ситуацией. Поговорим о том, как помочь себе и своему малышу, если он тяжело и долго привыкает к детскому саду.

В предшествующих материалах мы уже говорили о том, что самое лучшая помощь для ребенка - это профилактическая или подготовительная работа семьи и дошкольного учреждения. Но бывают ситуации, когда в силу многих социальных или личных причин такая подготовка не сложилась или не стала эффективной. Иногда даже при предварительной работе с ребенком его адаптация носит затяжной характер.

Если это случилось с вашим малышом, стоит, прежде всего, задуматься и ответить самим себе на ряд вопросов:

  1. Действительно ли малыш физически и психически здоров и готов оторваться от мамы?
  2. Готовы ли Вы к тому, чтобы "отпустить" от себя ребенка, помогать и поддерживать его психологически?
  3. Не осложнена ли адаптация ребенка внутрисемейными травмами и конфликтами?
  4. Есть ли у ребенка положительный контакт с воспитателем?
  5. Не поспешили ли Вы оставлять малыша в саду надолго?

Ответив честно самим себе на эти вопросы, Вы наверняка определите причину собственных страданий и сможете с ней справиться.

Все дети реагируют на обиду и боль одинаково - они плачут. Плачут дети по-разному. Кто-то сильнее, кто-то меньше, кто-то успокаивается, отвлекаясь на игрушку, а кто-то даже не открывает глаз, из которых бесконечным потоком текут горькие слезы. Один страдает скрыто, не закатывает истерик, не швыряет игрушки, не дерется, другой же - открыто выражает агрессию и протест. При этом и тот и другой ребенок переживают сильный стресс, который может перейти в серьезную психологическую травму.

Необходимо знать:

ребенок не должен плакать без перерыва более 20-30 минут. Если все это время он заходиться в плаче, не обращая внимания на любые попытки его остановить, это может привести к серьезному психическому срыву. Тем более, если такая ситуация повторяется в течении длительного времени.

Сегодня нашей задачей будет определить, в каком случае ситуация становиться опасной для здоровья ребенка и как скорректировать его психическое состояние?

Итак, на что необходимо обратить внимание взрослым, которые находятся с ребенком дома и в детском саду?

Физическое состояние:

Ребенок теряет в весе, серьезно нарушился аппетит и сон, жалуется на слабость, недомогание ("болит головка, животик, ножки и т. д. "). Малыш выглядит бледным, уставшим. Могут наблюдаться рвота и диарея, энурез.

Психическое состояние:

Плаксивость переходящая в истерики. Крайняя раздражительность и склонность к агрессии. Может наблюдаться подавленность и замкнутость. Ребенок буйно демонстрирует свои эмоции, при этом сильно возбуждается, его трудно успокоить и переключить. Появляется тревожность и страхи. Если малыш крайне болезненно реагирует на детский сад, необходимо поменять тактику, дать ему возможность успокоиться, почувствовать себя в безопасности, побыть с ним вместе на прогулке, во время игр.

Самое трудное

для очень многих мам и детей - это момент прощания, когда ребенок должен покинуть пределы раздевалки и зайти в групповую комнату.

Как делать не надо

  • Не пытайтесь втолкнуть ребенка в группу и убежать, чтобы не слышать его плача.
  • Не затягивайте момент прощания, если малыш начинает расстраиваться все больше и больше.
  • Не позволяйте "отрывать" от вас ребенка воспитателю.

Как поступать правильно

  • Настраивайте ребенка заранее, разговаривая спокойным размеренным голосом.
  • Постарайтесь успокоить его, приласкайте, не позволяйте себе внутренне заводиться, вместе с воспитателем отвлеките его с помощью интересной игрушки.
  • Если малыш совсем не поддается на уговоры и хитрости пройдите с ним ненадолго в группу, чтобы он мог успокоиться и побыть вместе с вами и другими детьми. Если не получается уйти, заберите ребенка и попробуйте прийти вместе в то время, когда удобно, чтобы не отвлекать воспитателя от других детей. Договоритесь с педагогом заранее, когда он сможет пообщаться с вами и ребенком в группе или на прогулке.

Напоследок хочется напомнить Вам, что нет безнадежных случаев,

поймите в чем ПРИЧИНА ВАШИХ ТРУДНОСТЕЙ, проявите терпение и выдержку

Желаем удачи!

Первый раз в детский сад:
об адаптации в раннем возрасте

Сколько тревог и волнений переживает семья, когда малыш подрос, и его собираются отдать в детский сад? Какое нелегкое время для мамы и дитя. Но любые трудности можно преодолеть, если проявить терпение и заручиться помощью специалиста. Разберемся в начале, что происходит в этот период времени с ребенком.

Процесс адаптации в широком смысле слова подразумевает привыкание, приспособление организма к новым условиям существования. Адаптация маленького ребенка к новым для него условиям общественной жизни предполагает перестройку очень многих биологических, собственно психологических, бытовых и социальных стереотипов. Этот период достаточно серьезное испытание для психики малыша и его организма в целом. Поэтому особенно важно, как мы подготовим к этому периоду себя и своего ребенка.

В первую очередь необходимо заранее, за 2-3 месяца приблизить домашний режим, а также правила питания, сна и туалета к требованиям детского сада. Это значит, что время подъема, кормлений и дневного сна должно соответствовать санитарно-гигиеническим и медицинским возрастным нормам. Поэтому в семьях, где дети укладываются спать поздно, а именно, дневной сон с 14-15 , а ночной с 23-24, родители должны заранее постепенно перестраивать детский режим таким образом, чтобы он соответствовал режиму детского сада.

Немало важную роль при этом играет привычка ребенка к определенному типу питания и способам его организации. Необходимо заранее приучить ребенка к твердой пище, есть самостоятельно, не играть и не читать во время еды. Если ребенок находится на грудном вскармливании, режим прикладывания ребенка к груди не должен резко изменятся во время адаптации. Родителям лучше заранее позаботится о приучении своего малыша к горшку, а именно о привычке справлять свои потребности в горшок, а не в штанишки.

На первом этапе адаптации, который начинается еще до непосредственного посещения ребенком детского сада и продолжается первые 2-3 недели уже в детском саду, основной задачей родителей, воспитателей и психолога является снижение стрессовых реакций и формирование эмоционально-положительного отношения. В это время маме нельзя демонстрировать свое тревожное состояние, которое передается ребенку, не фиксировать свое внимание на отрицательных деталях, только уверенный положительный настрой. От того насколько мама открыта воспитателю, доверяет ему, и готова сотрудничать с ним зависит адаптация ребенка.

Самым первым шагом на пути формирования эмоционального благополучия является сбор информации об индивидуальных особенностях малыша и составление на основании этой информации рекомендаций, которые помогают воспитателям построить наиболее адекватные и комфортные отношения с каждым ребенком.

Чем полнее и объективнее информация о ребенке, полученная от мамы, о том, к чему привык малыш в семье, тем легче будет воспитателю создать наиболее комфортные для ребенка условия общения. Время пребывания ребенка в саду без мамы должно увеличиваться постепенно от 15-30 минут до 30 - 60 минут в зависимости от эмоционального напряжения малыша в период разлуки. Мама должна помнить о том, что ее эмоциональная связь с ребенком раннего возраста еще очень сильна, а потому любое ее сильное переживание "заставляет" малыша больше тревожиться. Поэтому самоконтроль и стабилизация собственного состояния мамы - это профилактика расстройств у ребенка в процессе его адаптации. Адаптация ребенка проходит легче и быстрее, если сами родители соблюдают определенные правила.

  1. Формирование положительной эмоциональной установки на посещение детского сада у себя и своего малыша.
  2. Предоставление полной информации о ребенке психологу, медсестре и воспитателю.
  3. Соответствие индивидуального и общего садовского режима жизни ребенка.
  4. Разработка совместно с персоналом детского сада режима посещений на первую неделю.

Адаптационный процесс может иметь разную степень тяжести на различных этапах.

Легкая адаптация:

ребенок в норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первых 2-3 недель посещения сада.

Средней тяжести:

сдвиги в поведении нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая адаптация:

ребенок часто болеет, теряет полученные навыки, может наступить, как физическое, так и психическое истощение организма.

Для большинства детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) характерна адаптация тяжелая или средней тяжести (от 16 до 32 дней).

Психика маленьких детей очень неустойчива, подвержена разрушению при травмирующих и длительно действующих на ребенка негативных ситуациях. Поэтому родителям важно в период адаптации быть внимательными к поведению и физическому здоровью ребенка, сообщать о резких изменениях и обращаться за консультациями к специалисту в случае тяжелой адаптации, которая длится более 32 дней.

Категория: Советы психолога | Добавил: J_Rockwell (30.08.2013)
Просмотров: 2454 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы используем файлы cookie, а также обрабатываем Ваши персональные данные в соответствии с политикой обработки персональных данных. Дальнейшее пребывание на сайте означает согласие с их применением. Подробнее.